Объявления Сочи: Культура и народное творчество в Дагестане в XIX веке /

Культура и народное творчество в Дагестане в XIX веке


Устное народное творчество Дагестана характеризуется как «мощное, самостоятельное и устойчивое течение многокрасочного, эстетического мышления и многослойных идеологических представлений, поток, идущий из глубин истории и послуживший начиная с XVII века основой» литературной традиции (Г.Г.Гамзатов). Специалисты отмечают такие черты устного народного творчества, как историческая причастность к судьбам народа, социальность, насыщенность антифеодальными и антиклерикальными мотивами, а также преобладание определенных жанровых потоков, в частности эпической песни и лирики.

Несмотря на продолжавшееся распространение письменности, устно-поэтическое творчество и фольклор в XIX веке продолжали занимать достаточно большое место в культуре этносов горного края. В традиционных жанрах фольклора, бытовавших у народов Дагестана, в XIX веке усиливается тематическое разнообразие, обусловленное развертыванием экспансии в регионе, многолетней Кавказской войной, усилением социального неравенства в дагестанском обществе и нарастанием протеста против феодального гнета и капиталистической эксплуатации трудящихся масс.

Важнейшим жанром устно-поэтического творчества дагестанских народов оставалась историческая песня, в которой прославлялись воинская доблесть и отвага, осмеивались трусость и предательство. В исторической песне XIX века на первый план выходят личности, противодействующие колониальной экспансии царизма в Дагестане, организаторы и руководители этой борьбы. Историческая песня отражала изменение в художественном мышлении горца, его обостренный интерес к событиям, происходившим в жизни дагестанского общества.

Событиям, связанным с колониальной экспансией царизма в Дагестане, посвящены такие исторические песни, как «О разорении Мехтуллы», «Про поход Ермолова в Акушу в 1819 году», «О Курахской битве» и др. В их основе лежат реальные исторические факты и события. В этих песнях в художественно-образной форме показаны зверства царских войск, разорение дагестанских аулов, гибель ни в чем не повинных людей. Дается крайне отрицательная характеристика генералу Ермолову, под командованием и по прямому приказу которого творились эти бесчеловечные акции.

В исторических песнях перечисляются подвиги героев. Народ их идеализирует. Героя, по мнению авторов исторических песен не берет ни пуля, ни сабля. Тем самым выражалось отношение горцев к народному заступнику, их мечта о свободе.

Благоприятные условия для расцвета героических жанров создала 30-летняя Кавказская война. В Дагестане возникают произведения устного народного творчества, пронизанные антиколониальными и свободолюбивыми идеалами (песни о взятии Ахульго, о боях за Салты и Чох и т.д.). Кроме песен, посвященных ярким военным событиям, подвигам целых аулов, народ создал песни о героях Кавказской войны, снискавших признание и любовь народа (песня о Шамиле, Хаджи-Мурате, Бек-Мухаммеде, Гази-Магомеде и др.). В этих произведениях прославляется массовый героизм горцев в борьбе за свободу и независимость, дается высокая оценка героям и руководителям антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни.

Однако следует отметить, что устно-поэтическое творчество горцев периода Кавказской войны неоднородно, звучат разные социальные мотивы и цели. Среди исторических песен встречаются такие, в которых отразилось мировоззрение феодалов и их приближенных. Таковы песни «Гибель хунзахских князей», «Убиение Хамзата», «Щайх и Аглар», в которых осуждаются действия руководителей восставших горцев.

В исторических песнях народов Дагестана в это время значительное место отводилось событиям, связанным с восстанием горцев в 1877 года. Произведения о восстании близки к лирическим жанрам: в них широко использованы элементы плачей, проклятий, исторических и лирических песен. Так, в лакской песне, записанной А.Каяевым, использованы традиции народного плача:

Наденут ли оружие новые лакские герои,

Если оружие ржавеет без лакских удальцов?

Съедят ли пшеничный хлеб матери?

У скольких матерей в утробе огонь!

У скольких отцов сгорает грудь!

Аналогичная картина наблюдается и в песнях других народов Дагестана.

Комментарии сказителей позволяют отнести к периоду восстания 1877 года и кумыкский йыр «О колбасды». Во всех вариантах йыр «О колбасды» наиболее устойчивой и эмоционально насыщенной является часть, где говорится о покорении эндиреевцев и об отказе в помощи соседей Эндирея.

«Что сделают бедные эндиреевские ребята, - нет оружия, нет сторонников», - горько восклицают жители Эндирея. Далее следует едкая, переходящая в злую иронию насмешка над соседями, которые в трудную минуту, изменив договору, не пришли на помощь восставшему Эндирею. Здесь как бы «от противного» утверждается тема дружбы и взаимовыручки. При этом главное не национальная принадлежность, а соседство населенных пунктов с Эндиреем и единство их целей.

Известны и авторы многих, ставших народными песен о восстании 1877 года. Так, аварскую песню «Об ушедших в каре» сочинил А.Хамзатов, «Захват Цудахара» приписывается М.Сагит-Хаджиеву из Ругуджи и т.д.

После поражения восстания 1877 года, крупных вооруженных выступлений горцев в Дагестане не было. В крае свирепствовала царская администрация, которая действовала заодно с местными феодалами. Народ, изнывая под двойным гнетом, не терял надежду на освобождение, на лучшую долю. Выразителями интересов обездоленных выступают смельчаки и бунтари, которые открыто выступают против произвола местных ханов и беков. Простые горцы складывают песни, в которых прославляются народные герои. Такие исторические песни века известны у всех народов Дагестана.

Особым эмоциональным накалом и выразительностью отличаются кумыкские исторические йыры: «Об Арсланбеке», «О Казбеке», «Дели Османе» и др. В йыре «Об Арсланбеке» отмечается, что герой служит у феодала и открыто не выступает против своего него, но в каждом его поступке, слове сквозит вызов хозяину и другим феодалам. Показывается моральное превосходство Арсланбека над богачами и их прислужниками. В йыре «Дели Осман» герой открыто, презирая опасность, выступает против биев. Он пользуется популярностью и поддержкой в народе, является выразителем их интересов и чаяний. Бии Аксая боясь народного гнева, науськивают на Османа царскую администрацию, которая ссылает героя на каторгу в Сибирь Содержание йыры «Дели Осман» свидетельствует, что классовый антагонизм в дагестанском обществе дошел до крайнего обострения.

Один из центральных сюжетов фольклора XIX века – тема о положении женщины-горянки. В многочисленных песнях, плачах, пословицах ярко отражалась горькая участь дагестанской женщины, ее экономическое и политическое бесправие и угнетенное положение.

Если я подымусь на вершину горы, пусть меня унесет ветер,

Если я опущусь на равнину, пусть меня унесет вода, -

Пела горянка, оплакивая смерть отца или брата, когда она, бесправная и беспомощная, оставалась одна. В устном творчестве горцев имеются и образы волевых женщин, боровшихся за свои права. Девушка, насильно засватанная своим отцом за княжеского сынка, дает себе клятву быть верной своему возлюбленному. «Если я выйду на княжеского сына, пусть я лишусь своих черных кос», - поет она.

Обострение социальных противоречий в дагестанском обществе усиливало внимание поэтов к личности. Одна из важнейших тем жанра – столкновение личности и общества, которое в значительной степени заканчивалось трагическим исходом, порождая жизненные драмы. В балладах героем наряду с мужчиной выступала и женщина-горянка. Широкую известность получили такие произведения, как «Давди из Балхара», «Проданная Меседу», «Бедный парень из Кубачи», «Горец Али», «Погибшие от любви» и др. В них отражается столкновение героя с феодальной аристократией, заканчивавшееся трагически для основного персонажа, хотя не всегда раскрываются социальные корни конфликта.

В лирических песнях любовная лирика в известной мере отступает на задний план, вернее получает новые фабульные аспекты в выражении чувств. После 1877 года и ссылки многих горцев в дальние губернии России появился лирический цикл о неволе на чужбине. В связи с увеличением отходничества входит в поэзию еще цикл об отходниках, в котором соединены два разнородных мотива: тема разлуки любимых, чаще всего это оставшаяся тоскующая девушка, и тема тоски, трудности жизни, нищеты, жалобы на каторжную жизнь самого отходника.

Развиваются и прозаические жанры. В XIX веке продолжают бытовать прозаические жанры устного народного творчества горцев. Так же, как и раньше, широко распространены сказки о животных, волшебные и бытовые. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан, социальное расслоение аула дают толчок развитию жанра бытовых сказок. Возникают новые бытовые сказки о богатом и бедном, о торговцах, об охотниках, о царских чиновниках. В них народ смеется над глупым богачом, жадным торговцем осуждает несправедливых царских чиновников, превозносит бедняка, труженика.

Для многих прозаических жанров фольклора народов Дагестана XIX века была характерна антирелигиозная проблематика, сатирическая струя. В этом плане особо выделялись пословицы и поговорки горцев: «Аллах Аллахом, а сыт будешь, если в хурджуне запасешься едой (кумыкская), «Не наевшись, и лиса не молится» (табасаранская), «И укор певца лучше похвалы муллы» (аварская), «Мулле «дай» скажешь, - не услышит, «на» скажешь – руку протянет» (лакская) и др.

В прозаическом фольклоре горцев, ввиду высокой религиозности населения края, в XIX веке сохранялось немало рассказов и преданий о волшебных существах, добрых и злых духах. По-прежнему популярен был анекдот, причем в нем отмечаются сатирические мотивы, обличительство по отношению к богачам, власть имущим, муллам. Наиболее популярные персонажи – Насреддин, Заллал-Киши, Акул-Али, Кара-Гиши и др.

Этот жанр в значительной мере восполняет недостаток исторической информации из-за отсутствия летописных традиций. Особенно много их было в это время о Шамиле и Хаджи-Мурате. Хотя в преданиях много романтического, героизированного, эмоционально-окрашенного, но поскольку они посвящены конкретным событиям, первоначальную фактическую событийную основу в них можно выявить.

И, наконец, афористический жанр – пословицы и поговорки, в которых находят выражение моральные и этические (и этикетные) нормы и установки населения.

Доброта, щедрость, мужество, любовь к отечеству, свободолюбие, осуждение корысти, себялюбия, жадности, чванства, предательства и т.п. – таковы основные мотивы этого вида творчества.

Веяние времени «его величества купона» сказалось в усилении сюжетов, осуждающих стяжательство, имущественное лихоимство, скупость, обирание бедных и др.

В устном народном творчестве дагестанцев и русских главное содержание составляли жанры и мотивы общерусского характера – былинный эпос, баллады, легенды, песни, сказки, пословицы и поговорки. Однако были и местные особенности: в свадебных песнях невелик состав специальных ритуальных песен, в казацкой среде бытуют горские песни героико-трагического характера, связанные с Кавказской войной, в сказках встречается кавказский колорит (природа, отдельные ситуации, герои), в анекдотах встречаются сюжеты, связанные с Насреддином, значительно меньше, чем в общерусском фольклоре, антибарских и антипоповских сюжетов и мотивов, что связано с особенностями истории местного русского населения, казацкой вольницей.

Все о Сочи:   
Двухуровневая квартира с ремонтом в Сочи

Продам 2х уровневую квартиру с новым ремонтом и балконом в новом доме...

Продажа квартир
СОЧИ продам 3 000 000 руб. 21.05.17
обмен или продажа дом - дача в Московской области

Обмен дома в Московской области на недвижемость в Сочи. Каширское...

Дома, коттеджи, виллы
Большой Сочи обменяю 1 999 000 руб. 21.05.17
Квартира в Сочи.

Срочно продаю квартиру. Качественный ремонт, удобная планировка,...

Продажа квартир
Большой Сочи продам 2 400 000 руб. 19.05.17
Продам или меняю дачу в Сочи

продам или меняю дачу в сочи в 10 км. от центр. вокзала. 6.2 сот.в...

Земельные участки
СОЧИ продам 1 400 000 руб. 17.05.17
Продам квартиру у жд вокзала в Сочи

Продам квартиру в центре, квартира очень хорошая, светлая, 2 комнаты...

Продажа квартир
СОЧИ продам 3 900 000 руб. 16.05.17
Продаю автомобиль Hyundai Accent II (ТагАЗ) MT2, после аварии

Продаю автомобиль Hyundai Accent II (ТагАЗ) MT2, 09.2008., после...

Легковые автомобили
СОЧИ продам 100 000 руб. 16.05.17
Недвижимость в Подмосковье

Обменяю двухэтажный деревянный коттедж в Подмосковье - 40 км. область...

Дома, коттеджи, виллы
СОЧИ обменяю 9 000 руб. 16.05.17







Copyright © 2017 Из рук в руки Сочи - Объявления Сочи

Администрация сайта IrrSochi - Доска объявлений Краснодарского края не несет ответственности за содержание размещенных пользователями объявлений. Предложения по недвижимости в Сочи без посредников. Объявления . Доска бесплатных объявлений о покупке-продаже недвижимости, частные объявления о продаже квартир в Краснодарском крае, доска объявлений об отдыхе на курортах Краснодарского края, объявления частных гостиниц, продажа автомобилей , строительство и ремонт, объявления о работе в Краснодаре и Сочи, бесплатные объявления Краснодарский край бесплатные объявления. Недвижимость .

Объявления Сочи
Сочи - Объявления Сочи